ПРОВЕДЕН СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СОТРУДНИЧЕСТВА УНИВЕРСИТЕТОВ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН С РАБОТОДАТЕЛЯМИ, ПО РЕЗУЛЬТАТАМ КОТОРОГО ПОДГОТОВЛЕНЫ СООТВЕТСТВУЮЩИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

В ходе анализа было отмечено, что одной из основных проблем, с которыми сегодня сталкиваются при подготовке кадров, является наличие разрыва между теорией и практикой, то есть недостаточное закрепление теоретических знаний практикой в высших учебных заведениях, и что зарубежные престижные университеты пытаются решить эту ситуацию путем расширения сотрудничества с работодателями, учета их мнения во всех процессах обучения.
Развитие сотрудничества между университетами и работодателями-это требование времени. Потому что в настоящее время рынок труда стремительно меняется. Согласно анализу рынка труда, внедрение цифровых технологий и технологий негативно повлияет на 1,2 миллиарда сотрудников по всему миру в течение следующего десятилетия, а также приведет к потере работы людьми определенных профессий, что приведет к падению спроса на определенные профессии. С другой стороны, университеты, как правило, медленно адаптируются к новым требованиям рынка труда или вносят ограниченные изменения в курсы, предлагаемые рынком труда. Например, по статистике, разработка нового курса бакалавриата занимает более 18 месяцев, а типичный период продления курсов составляет в среднем 5 лет. Это означает, что открытие новых направлений и подготовка необходимых кадров для новой отрасли в высших учебных заведениях по всему миру происходит в среднем за 10 лет, а это означает, что это много времени с точки зрения бизнеса и промышленности. В целях предотвращения этого процесса университеты должны уделять особое внимание развитию сотрудничества с работодателями, активному привлечению их к открытию новых направлений и разработке учебных планов и программ в существующей сфере образования, совместной работе над проектами по формированию у студентов практических навыков.
Зарубежный опыт сотрудничества вузов и работодателей. При изучении сотрудничества зарубежных вузов с работодателями было установлено, что к числу наиболее распространенных направлений их деятельности относятся:
А. Проведение студентами практических занятий на реальных рабочих местах;
a совместное расширение спектра образовательных услуг, востребованных на рынке труда;
совместная разработка требований к качеству подготовки специалистов;
 разработка образовательной и программной документации с учетом мнений ведущих региональных работодателей;
А. Проведение работодателями-практиками учебных занятий для студентов вузов, в том числе лекционных курсов, семинаров, мастер-классов, деловых игр и аналогичных мероприятий;
 участие работодателей в итоговой государственной аттестации выпускников;
a стажировка учителей на реальных рабочих местах;
участие работодателей в научно-практических конференциях, учебных проектах, научных сессиях и аналогичных университетских мероприятиях;
 интеграция проектов (совместные научные исследования, открытие базовых подразделений университета на предприятиях работодателей, создание компаний, требующих совместных исследований и т. д.);
 сотрудничество в трудоустройстве выпускников;
Участие работодателей в процессах обучения в университете, а также сотрудничество в закреплении практических знаний в зарубежные университеты были организованы по-разному. В том числе:
В канадском Университете Макмастера (McMaster University) создан Консультативный совет по инженерным вопросам (Engineering Advisory Board), в который входят представители отраслей-работодателей. Этот совет разрабатывает и обновляет учебные планы каждые полгода. Инновации и изменения, вносимые в области образования, также осуществляются советом директоров. Также была налажена деятельность Консультативного комитета выпускников инженерных специальностей (Engineering alumni Advisory Committee), через который университет внедрил систему активной работы со своими выпускниками. Этот комитет имеет программу наставничества выпускников университета, с помощью которой он организует мастер-классы для студентов-выпускников, которые являются зрелыми специалистами в своей области, и поощряет их стать наставниками-волонтерами, привлекая студентов и магистров в свои компании. Комитет играет важную роль в продвижении программы совместного обучения, в рамках которой около 25 процентов студентов университетов будут размещены на различных промышленных предприятиях во время учебы.
Примером активного участия отрасли в разработке учебных программ является американский университет Джонсона и Уэльса (Johnson and Wales University). Обучение в университете в основном профессионально ориентировано, а учебные программы разрабатываются с участием зрелых профессионалов, работающих в определенной области. В процессе разработки учебной программы вуз организует семинар. На него приглашаются наиболее зрелые специалисты в своей области (от 8 до 10 человек), в основном по рекомендации работодателей. Структурированная команда определяет их приверженность и обязанности, а также общие знания, навыки и поведение учащихся, необходимые для разработки учебных программ. Разработанная программа направляется более чем 100 аналогичным специалистам и работникам для проверки и утверждается после получения необходимых заключений. После утверждения преподаватели берут соответствующую программу и сравнивают ее с учебной программой преподаваемых курсов, а также адаптируют учебные занятия к новой программе.
Школа Французского института нефти (French Institute of Petroleum School или IFP School) является своеобразным проявлением сотрудничества работодателя и Университета. Учебные программы этого учебного заведения, предусматривающие получение степени магистра и последипломного образования, разрабатываются работодателями, при этом все студенты получают образование, финансируемое работодателями. Учебные программы полностью разработаны отраслью с упором на практику. При этом студенты работают в более чем 50 компаниях, с которыми сотрудничает институт. Непосредственно в процессе обучения проходят обучение более 500 специалистов нефтяной отрасли. Поскольку разрыв между теорией и практикой был рационально преодолен, уровень трудоустройства выпускников составляет 99 процентов.
А в Университете Дрекселя (Drexel University), расположенном в Филадельфии, была разработана программа совместного обучения (Cooperative Education Programme). Эта программа позволяет студентам бакалавриата закреплять теоретические знания, полученные до окончания учебы, практическим опытом. Университет Дрекселя управляет одной из крупнейших программ совместного обучения в Соединенных Штатах. Более 1500 предприятий, промышленных, государственных и других учреждений в 27 штатах США и 12 зарубежных странах сотрудничают с Drexel, чтобы предоставить студентам возможность получить практический опыт трудоустройства, соответствующий их университетскому образованию.
В этой программе процесс практического обучения рассматривается как неотъемлемая часть образования и основывается на том факте, что студенты работают на существующих должностях (иногда оплачиваемых) в соответствии с их интересами, способностями и специальностями. Согласно образованию в Дрекселе, студенты посещают полный курс в течение всего первого года обучения. После этого в разные периоды они должны учиться в аудитории или работать с утвержденными университетом работодателями. Для удобства университета и работодателей учебный год разделен на четыре периода по 3 месяца, в течение которых студенты могут учиться или работать.
Чтобы полностью реализовать эти процессы, а также помочь студентам найти работу, в самом университете был создан Центр развития карьеры стейнбрайта (steinbright Career Development Centre). Центр объединяет студентов и работодателей, управляет отношениями с работодателями, а также развивает возможности трудоустройства.
Также в целях развития сотрудничества между работодателем и университетами функционируют различные центры, и этот процесс получил широкое развитие. Рипен (Riipen) – один из таких центров. Riipen-это платформа, которая объединяет более 150 университетов Северной Америки с реальными проектами компаний, облегчая возможности практического обучения, связывая студентов с отраслевыми партнерами (например, местными компаниями, общественными организациями, государственными учреждениями, НПО). Положительной стороной деятельности этого центра является то, что в нем студенты приобретают практические навыки, участвуя в промышленных проектах, которые они могут выполнить самостоятельно. При этом проекты либо включаются непосредственно в учебную программу, либо завершаются дистанционной стажировкой.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *